?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В который раз убеждаюсь, что случайности в нашей жизни не случайны, и совпадений не бывает.

    На днях на местном показе мод, который проходил в бизнес-пространстве «Контакт» мы пересеклись с активнейшим представителем думающей (а, главное, делающей) молодёжи Владом Миюсовым. Он традиционно ведёт подобные показы, а я традиционно часто хожу на них, чтобы побеседовать с Владом, поскольку  он очень занятой человек. Так вот, в этот раз наш разговор был совсем не на тему красоты, моды, соционики (хотя и о ней парой слов мы перекинулись) или предстоящего нового года.
    Мы говорили об участившихся случаях подросткового суицида в нашей области и о том, что лично мы можем сделать, чтобы таких случаев было меньше.
    Программа по работе с подростками у меня уже готова давно, но о ней не сегодня. Сегодня вновь пара слов о главном инструменте программы.


    Как раз во время диалога с Владом мне на глаза попалась книга Януша Корчака «Король Матиуш Первый». Дата выпуска 1989 год. Я читала её раньше в электронном виде – а тут бумажный вариант.


     Но сейчас, представьте, я открываю книгу и читаю первые попавшиеся на глаза слова (ими оказалось вступление из статьи А.Шарова):
    «Корчак шёл к нам медленно, долгие годы, действительно «как свет угасших звёзд».  Когда выдающийся советский педагог Василий Александрович Сухомлинский впервые прочитал труды Корчака – ещё не переведённые, на польском языке, - среди многого другого его поразила мысль, что сказкой можно лечить ребёнка, искалеченного нищетой, войной, сиротством и другими тяжкими событиями, вторгающимися в детскую жизнь.
     Движимый этой мыслью он брал детей своего села, маленьких, шести, семи и восьми лет, переживших всё горе оккупации, опустошённых бесчеловечными зверствами фашистов, уводил их в лес, на берег реки, в найденную им таинственную пещеру, из которой видно было родное голубое небо. Там вместе с детьми Сухомлинский сочинял сказки о справедливости, о победе добра над злом, о красоте мира.
    Как лебеди после длинного перелёта опускаются на землю, сказки опускались в души ребят, вселяя в них спокойствие, веру в справедливость, в конечную победу милосердия над жестокостью, как бы сильна она ни была».


Небольшая справка: Януш Корчак, настоящее имя  Эрш Хенрик Гольдшмит (22 июля 1878, Варшава — 6 августа 1942, Треблинка)  - выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.
Януш Корчак - талантливый педагог, психолог-практик, человек, который не боялся детских вопросов, за что его называли детский бог. Автор выдающихся книг о воспитании: «Как любить ребенка», «Право ребенка на уважение» и др., а также книг для детей: «Король Матиуш I» и «Король Матиуш на необитаемом острове» и др., вошедших в классику мировой литературы. В 1912 становится директором «Дома Сирот», которым руководит до конца жизни.
Во время Второй мировой войны, когда немцы оккупируют Польшу, у Корчака появляется возможность уехать, но он возвращается в «Дом Сирот», который уже находился на территории Варшавского гетто. Когда «Дом Сирот» в полном составе немцы отправляли в концлагерь Треблинка, Корчаку снова было предложено спастись. Но он принял решение до конца оставаться со своими детьми. Известно, что даже дорогу к лагерю смерти Корчак превратил для своих воспитанников в игру, в сказочное путешествие.





      Да, сказкой можно лечить ребёнка, искалеченного нищетой, войной, сиротством и другими тяжкими событиями, вторгающимися в детскую жизнь.
      Но сказкой можно лечить детей и взрослых от кажущейся бессмысленности нашей ныне сытой жизни в обществе потребления, от желания только получать, ничего не отдавая взамен, от желания обладать, но не Любить.
     Сказкой можно и нужно лечить.
     Я это знаю, и день за днём в своей профессиональной деятельности вижу, как работает сказка.
     Как она лечит, если оказывается в умелых руках.
     Ведь нужно учиться говорить со сказкой, если по какой-то причине взаимопонимание с ней было утеряно.
      Но даже если это так, контакт со сказкой можно вернуть, обратившись к своему Внутреннему Ребёнку, например.
        И тут тоже придётся потрудиться.

      Я заметила, что многие взрослые сейчас даже не умеют играть. Приходят, садятся за игровой стол и ждут подсказок, спрашивают «а как должно быть?», «А что дальше?», «А как правильно?»
      В игре нет правильно или не правильно. Либо есть игра  - либо её нет.
      Либо есть искренность – либо её нет.
       Либо есть включённость в игру - либо мы продолжаем строить из себя серьёзных тётенек и дяденек. А наш Внутренний Ребёнок в это время грустит, недоумевает а то и ещё чего хуже.


     В книге «Когда я снова стану маленьким» Януш Корчак в предисловии пишет, обращаясь ко взрослому читателю:
    Вы говорите:
    — Дети нас утомляют. Вы правы. Вы поясняете:
    — Надо опускаться до их понятий.
    Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.
    Ошибаетесь!
    Не от этого мы устаем. А оттого, что надо подниматься до их чувств.
    Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.
   Чтобы не обидеть.


    Нам, заумным взрослым, легче высыпать на ребёнка вагон профессиональных сложных терминов, чем объяснить простым и понятным языком.
    А может мы сами забыли этот язык?
    Но что мешает нам его вспомнить? Времени нет? А смысл? А зачем? У меня три высших образования, а я простыми словами тут буду разговаривать?
    Я точно знаю, что Сказкотерапия – прекрасный инструмент для вспоминания «детских понятий», самая подходящая возможность выучить их заново. если, конечно, есть такая потребность.
    Ещё в школе и потому в университете, помню, меня ужасно бесили вычурные термины в докладах студентов на конференциях, необоснованно вставленные через слово «умнизмы» преподавателей. И совсем не потому, что я не знала значения этих слов (я была ещё тот ботаник!), а потому что резала ухо неуместность этих слов и очевидная возможность их замены на более простые, человеческие синонимы.
    Помните известный афоризм А.Энштейна: «Если ты не можешь объяснить что-то шестилетнему ребенку, то ты сам этого не знаешь».
    Похоже, я всю жизнь руководствуюсь им.
    Вот и сейчас на своих занятиях по Сказкотерапии стараюсь говорить простым, понятным и ребёнку языком.
    Не всегда получается с первого раза.  Это трудно. Но необходимо. И я не сдаюсь. С радостью и интересом отвечаю на уточняющие вопросы.

    «Не опускаться до их понятий, а подниматься до их чувств».

Как лебеди после длинного перелёта опускаются на землю, сказки опускались в души ребят, вселяя в них спокойствие, веру в справедливость, в конечную победу милосердия над жестокостью, как бы сильна она ни была...

Как бы сильна она ни была...Если наша Любовь к детям сильнее.


С любовью, КС

Profile

sharevich
sharevich

Latest Month

March 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com